Вчера в Анапе XXII Открытый фестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии подвел свои итоги.
Главным триумфатором вечера стала казахская картина Ермека Турсунова «Шал» — «Старик» (продюсер Александр Вовнянко, производство и права — «Казахфильм»), получившая главный приз «Киношока» «Золотую лозу» за лучший полнометражный фильм, и приз за лучшую мужскую роль — Эрболату Тогузакову, который каждой своей морщинкой играл настолько правдоподобно, что громовые овации ему должно было устраивать только стоя. Непрофессиональный актер — это его первая главная роль, работавший ранее администратором в кино, перед съемками даже отговаривал режиссера Ермека Турсунова (а кастинг был большой): «Ты уверен, что я смогу играть?» Но режиссер, снимая адаптированную на казахский лад хемингуэевскую историю «Старика и море», был абсолютно уверен: из предложенной по сюжетной линии схватки с волками Ерболат Тогузаков выйдет победителем. Как вышел он абсолютным победителем и на «Киношоке», и это было очевидно — ему просто не было равных.
Приз за режиссуру уехал в Армению — награды удостоилась Мария Саакян за один из самых спорных фильмов «Киношока» «Это не я», вызывавшем диаметрально противоположные отклики на фестивале. Лучшим сценаристом признан эстонец Пеэп Педмансон за историческую мелодраму «Живые картинки», через историю одного таллинского дома рассказывающую историю всего двадцатого века. И сразу две эстонские актрисы этого фильма — Сандра Уусберг и Ану Ламп сыграли сразу две лучшие женские роли «Киношока».
За лучшую операторскую работу призом имени А. Княжинского отмечен Мко Малхасян («Это не я», Армения). Специальный приз большого жюри с формулировкой «за смелость гражданской и эстетической позиции в кино» достался киргизскому фильму Темира Бирназарова «Страсть». Напомним, что «судили» «Киношок» в этом году грузинский режиссер Заза Урушадзе, латвийский продюсер Гатис Упмалис, с российской стороны — киновед Наталия Нусинова и режиссер и актер Александр Галибин под председательством театрального режиссера Анатолия Васильева.
Еще одну победу в эту ночь праздновал Кыргызстан — в конкурсе короткометражных фильмов «Границы шока» уверенно лидировала киргизская «Чайка» Елизаветы Стишовой, которая окончила режиссерский факультет РАТИ (ГИТИС), а затем работать уехала в Бишкек на студию «Айтыш-фильм». Спецприз «Границ шока» за чистоту намерений получила российская картина Дарьи Сидоровой «Почему я тут», и вторым спецпризом отмечена латвийская короткометражка Лиене Линде «Сделай мне новый год» — за общеновогодний праздник, устроенный под занавес осеннего лета 2013-го в Анапе. Несколько депрессивный, как и дождливая погода всего фестиваля, но — отменно высокохудожественный.
Наибольшее число голосов в конкурсе зрительских симпатий «ТВ-шок» набрала картина «Меня это не касается», снятая протоиереем и настоятелем собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске Александром Новопашиным. А до объявления результатов «Киношока» с разницей во времени в несколько часов, пришло известие, что аналогичный приз зрительский симпатий фильм Александра Новопашина получил в Благовещенске на фестивале «Амурская осень», — и там не оставили никого равнодушным поднятые в нем проблемы борьбы с наркотиками и реабилитации наркозависимых людей. (Помимо церковной службы Александр Новопашин является членом рабочей группы общественного совета при Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков и членом координационного совета по противодействию наркомании синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви). Второй премией «ТВ-шока» наградили узбекский фильм «На дне» Хилола Насимова, третьей — российскую «Любовь из пробирки» Ильи Хотиненко и Сергея Гиргеля.
В конкурсе фильмов для детей «Киномалышок» самые маленькие члены жюри (а детские фильмы на «Киношоке» всегда оценивают дети — самые справедливые и непредвзятые судьи) лучшим названа российская картина Александра Карпиловского «Частное пионерское».
Приз кинопрессы достался эстонским «Живым картинкам» Харди Вольмера, а приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон» ушел к «Чапаеву Чапаеву», получившему вторую жизнь после смерти фантазиями и стараниями художника-«Митька» Виктора Тихомирова.