Рубрики
Пресса

Автор фильма про экстремизм рассказал о причинах, по которым его снял

В Южно-Сахалинске презентовали социальную драму «Рядом с нами». Этот фильм посвящен проблемной теме терроризма. Картина задает вопрос – а какие именно факторы воздействуют на человека таким образом, что он соглашается стать террористом-смертником или решается устроить стрельбу в общественном месте? Таких «или» может быть еще много. Фильм снял протоиерей Александр Новопашин. Он выступил режиссером, сценаристом и продюсером. Картина гастролирует по фестивалям, как в России, так и за рубежом. С автором побеседовал ведущий АСТВ Никита Потепалов.

Ведущий Никита Потепалов: — Ваш фильм был снят в 2016 году, тем не менее, до сих пор вы его по фестивалям прокатываете и вот сейчас только добрались до Сахалина. Почему такая долгая у него фестивальная жизнь – актуальность сохраняется?

— Да, прежде всего это благодаря теме кинокартины, которая, к сожалению, сейчас суперактуальна. Это и проблема экстремизма, это агрессия в молодежной среде, терроризм. Это распространение деструктивных новообразований на территории нашего отечества, таких как тоталитарные секты, сомнительные идеологии и изуверские суицидальные игры распространяемые через соцсети, «субкультуры», которые призывают убивать.

— Ваш профиль — это псевдорелигиозные экстремистские организации, и по этой теме вы силовикам проводите лекции в том числе.

— Да, я и мои коллеги, проводим исследование в этом направлении. Сотрудничаем с различными силовыми ведомствами делимся информацией о том, с чем нам приходится работать. Мне неоднократно приходилось консультировать силовиков во время следствия, если особо тяжкие преступления были совершены по религиозным мотивам или имели признаки ритуальных. Когда главное управление противодействия экстремизму министерства внутренних дел Российской Федерации обратилось ко мне с предложением написать сценарий игрового полнометражного фильма на означенную тему и снять фильм, недостатка в материале не было. Всё, что показано в фильме, взято из реальных событий. Всё, что говорят те или иные персонажи со знаком «минус» и как они действуют — примерно так говорят и ведут себя эти вербовщики, пасторы, проповедники, радикалы и проч.

— Но всегда ли это связано напрямую только с терроризмом?

— Необязательно. Мы видим, что молодежь увлекается сомнительными организациями, такими как имеющая аббревиатуру АУЕ — «арестантский уклад един». Они романтизируют уголовный образ жизни, а молодёжь, не желающая участвовать в этом движении, буквально подвергается определенному террору со стороны тех сверстников, которые уже вовлечены в это движение. Это и так называемые «синие киты», это и «Misanthropic division», это сомнительные игры типа экстремальных селфи, зацеперы – всё что угодно. Всё это продвигается определенными силами. Наше законодательство в принципе выглядит неплохо и регулярно оптимизируется, но тем не менее на все угрозы оно пока не отвечает. И недавно произошедшая трагедия в Керчи хорошо показывает, что экстремистскими и террористическими организациями все угрозы не ограничиваются. К примеру субкультура «Колумбайна» — это не организация, ее нельзя признать экстремистской и террористической. Не идеологию, ни субкультуру, ни игру, у нас толком запретить невозможно и крайне проблематично бороться с их распространением. Тем не менее, силовики в нашей стране достигают определённых положительных результатов и выясняют, кто за этим стоит. В целом, можно говорить о том, что есть определённая программа по расслоению общества, по подрыву единства нации, по внесению дестабилизации в наше общество, особенно нацеленная на молодое поколение. Это факт неоспоримый.

— Если говорить о том, сколько времени вызывает от начала и до конца вовлечение в организацию подростка или более взрослого юношу — когда уже можно сказать, что он готов к противоправным действиям?

— Сроки могут быть разные. Всё зависит от того, как ведется вербовка, через соцсети или через приглашение на какие-либо мероприятия и собрания, в группе или индивидуально. Безусловно, есть разные формы вовлечения в деструктивные новообразования. Все они прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. И когда молодой человек не имеет твердого духовно-нравственного стержня в своей жизни, внутри себя он может сломаться, на него можно надавить и изменить. Какие сроки? Самые разные, от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от того, насколько напористо, насколько изощрённо, насколько лукаво работают эти душегубы.

— То есть я правильно понимаю, что их основная целевая аудитория — именно дети, потому что они ещё не сформированы как личности?

— Вы очень точно заметили. Молодой человек — это слишком лакомый кусок для подобного рода профессионала в области вербовки и вовлечения в сомнительные структуры. Да, ставка прежде всего на молодежь. Ведь для молодых людей во все времена были характерны: высокая подверженность радикальным идеям, отсутствие сформировавшейся жизненной позиции, целостной системы ценностей; конфликтный характер психологии переходного возраста; максимализм, склонность к применению крайних форм протеста, поступкам под воздействием сиюминутных эмоций; неспособность в полной мере осознать последствия предпринимаемых действий. У них еще нет достаточного жизненного опыта, не сформировались устойчивые представления о справедливости, о добре и зле, о жизненных принципах и нравственных идеалах. Конечно, можно делать ставку и на более зрелых людей, потому что в самой кризисной, сложной ситуации любой человек более подвержен вербовочным действиям. Всем этим умело пользуются идеологи экстремизма и терроризма, для которых кризис и социальные проблемы – самая благоприятная ситуация для пропаганды своих идей и вербовки сторонников. Но, конечно же, прежде всего целевую, основную проблемную группу в этом смысле представляет прежде всего молодая аудитория.

— Если вернуться к фильму, в двух словах: сюжет, что это за история разворачивается?

— Прежде всего наша киноработа об ответственности человека за свой жизненный выбор. Девушка в кризисной ситуации подвергается вербовке, в конце концов после длительной обработки надевает пояс смертника и едет из пункта А в пункт Б. И перед глазами мелькает вся жизнь. Что произошло с ней, если она совершила такой страшный выбор? Собственно говоря, фильм — это прежде всего приглашение к разговору. Это предмет для обсуждения, поэтому всегда после показа со зрителем идет достаточно продолжительная беседа. И надо сказать, что молодежь задает хорошие качественные вопросы. Не в том смысле, что «Как снимали, какие курьезные случаи были на съемочной площадке?», а «Что делать, когда твой близкий попал? Какие есть признаки того, что человек уже попал в какую-то сомнительную структуру? Куда обращаться?» И так далее. Поэтому тема востребована, фильм прошел не только по всем регионам от Калининграда до Чукотки по нашей стране, но и за рубежом. В Китае переведен на китайский язык, в Израиле, Ирландии, Сербии, Болгарии, Кипре, на Украине. Спрос большой. К сожалению, на эту тему, серьёзных работ, в которых пытаются разобраться, что происходит в нашей стране и кто несет за это ответственность, я лично, семья, общество или государство, мало. И, к сожалению, далеко не все они могут пробиться на большой экран.

— Конкретно сахалинскому зрителю, целевой аудитории что бы вы в этом ключе пожелали – что прежде всего нужно иметь в виду, чтобы не попасть на удочку?

— Святые отцы говорят о такой важной добродетели, как рассудительность. Она как фонарь в темной ночи, который освещает дорогу, и мы видим ямы, избегая того, чтобы упасть в них и поломать ноги. Поэтому нужно все пропускать через здравое недоверие. Если вам предлагают сразу очень много и бесплатно, то необходимо задуматься. Если от вас требуют принять решение прямо здесь и сейчас, потому что «потом будет поздно», то это явно — что-то недобросовестное, вам просто не хотят предоставить всю полноту информации. И молодым людям надо помнить о том, что у каждого из нас есть величайшее дарованное Богом богатство, драгоценность. Это личная свобода, и отдавать ее в руки первому проходимцу – это непозволительная роскошь. Это величайшая трагедия в жизни человека.

АСТВ