На его счету — документальные картины «Перелом», «Царь Болгарский», художественная лента «Меня это не касается». Сейчас священник работает над новым фильмом «Рядом с нами» — о проблемах экстремизма, молодежной агрессии и терроризма.
О своем кинематографическом служении отец Александр рассказал в интервью «СДС»:
— Для многих было настоящим удивлением мое первое появление на кинофестивале «Киношок»: в свое время некоторые священники, скажем так, с недоумением и, возможно, даже с некоторой неприязнью относились ко многим актерам. Они подходили мне и рассказывали об адресованном им некогда в храме: «Вы — лицедеи, и вас на одном кладбище с православными и хоронить нельзя». Конечно, это не только обижает, но и отталкивает людей от путей спасения.
А тут священник сам приехал на светский фестиваль! Есть немало православных фестивалей — со своей средой, публикой и репертуаром фильмов, так почему же светские фестивали не могут рассчитывать на то, что к ним придет священник?!
Первое время ко мне была масса вопросов — по несколько часов мы сидели с известными актерами, режиссерами и просто разговаривали. Так я увидел свою востребованность, мое присутствие на фестивалях дало определенные результаты. Конечно, я далек от наивной мысли, что это каким-то коренным образом изменит кинематограф, но все же.
Десятки известных актеров и драматургов, с которыми я сейчас дружу, действительно получили многие ответы и теперь иначе относятся к своей деятельности. Бывает, время от времени звонят посоветоваться: предложили роль, но что-то смущает, сердце противится. И человек порой отказывается от солидных гонораров, чтобы не пачкать свою душу.
Однажды актер и режиссер Станислав Любшин во время одного из мероприятий, которое проходило в рамках очередного кинофестиваля, поблагодарил за то, что я, никого не смущая, всегда готов к разговору. Значит, удалось найти форму своего деликатного присутствия, без «взял за горло, и все». Конечно, есть вещи, которые могут и меня обидеть лично — как священнослужителя, как христианина. Когда мерзко отзываются о чем-то святом, что тебе дорого, естественно, это вызывает и внутренний протест, и обиду. Можно просто развернуться и уйти, но это будет воспринято как слабость твоих доводов, и сказавший какую-то пошлость в отношении православной веры будет считать себя правым. Так что приходится отстаивать свое, бывает — и на «повышенных тонах».
— Как Вы, священник, решили снимать кино?
— Для меня кино — площадка для проповеди, не более того. Миссионерский проект и, очевидно, дополнительное послушание. Но явно не хобби, как мне иногда говорят. Хотя, конечно, мне бы никто не смог навязать кинематографическую деятельность, если бы сам не искал. Фильм «Меня это не касается» появился не потому, что мне его заказало управление ФСКН России по Новосибирской области. На момент, когда я приступил к работе над лентой, у меня уже было два документальных фильма, которые я сделал просто для души.
Мой первый опыт — короткометражный фильм о проблеме молодежной наркомании «Перелом». Вторая работа как режиссера и сценариста — над лентой «Царь Болгарский», о последнем православном царе Болгарском Симеоне II. Однажды я, убежденный монархист, узнал, что он живет в Болгарии, и очень сильно захотел его увидеть, что-то о нем написать.
К тому времени у меня как главного редактора журнала «Православный миссионер» было более 50 интервью с известными актерами, режиссерами, композиторами, спортсменами, космонавтами, сценаристами. Решил, что никто не может рассказать о монархии лучше, чем он сам. Так родился фильм.
Для сценария фильма «Меня это не касается» был такой массив информации, что просто голова разрывалась. Конечно, мы ходим по школам, вузам, рассказываем о зле наркомании, но этих попыток, к сожалению, все равно недостаточно. И к идее создания фильма на эту тему я пришел если не с отчаянием, то с близким состоянием — почему у нас ничего не сдвигается в этой борьбе. Может, мы слишком мало об этом говорим, раз люди до сих пор ходят в розовых очках?
Официально в России восемь миллионов наркоманов. Неофициально — гигантская армия. А ведь есть еще форма созависимых — близких, которые входят в группу риска, потому что наркоман вовлекает в свое мерзкое дело еще 10—15 человек.
Сценарий документального фильма на эту тему я сел писать в ночь с 31 декабря на 1 января. Эскиз картины был готов буквально за ночь. Но после задумался: документальные ленты — это хорошо, они должны быть, но молодежь-то их не так часто смотрит. А потому нужно было найти новые интересные формы: чтобы привлечь внимание, а потом уже поговорить. Возникла идея фильма как приглашения к разговору. В итоге, при помощи наших ребят-реабилитантов, я написал короткометражный сценарий, который потом вырос в полный фильм. Получилось: сначала снимали, а потом уже сценарий дописывали.
Говорят, это практически везение — снять ленту за четыре месяца, не имея при этом бюджета. У нас вышло: премьера фильма состоялась 15 июля 2013 года. Он стал лауреатом многих международных фестивалей, в России прошла масса творческих встреч. Конечно, я далек от мысли, что он сразу решит наркопроблемы, но, тем не менее, хотя бы еще одно трезвое слово, обращенное к соотечественникам. Если еще не ставший наркоманом задумается и ему удастся избежать этой печальной участи, значит, наши усилия уже того стоили.
Сейчас я работаю над новой кинокартиной под названием «Рядом с нами». Заказчиком является Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Заказ подразумевает еще и финансовую поддержку, но, как водится, денег нет. Поэтому приходится выступать в необычной для меня роли продюсера — бегать и искать деньги на фильм. Несмотря на то, что актеры снимаются в киноленте безвозмездно, без сопутствующих расходов на перелеты, проживание, питание все равно не обойтись. Кроме того, если мой сын — оператор-постановщик — работает бесплатно, другим участникам процесса просто необходима какая-то плата за работу.
Представители ведомства обратились к Владыке Тихону с просьбой помочь в создании фильма, который затрагивает темы религиозного экстремизма, агрессии в молодежной среде и терроризма.
У меня есть такой эпизод: девушка, попавшая в капкан секты, еще некоторое время пытается трезво мыслить, критически относиться к ситуации, в которой оказалась. И она, долгое время находясь в шоковом состоянии, бродит по улицам города, видит храм, подходит, долго не решаясь зайти. В конце концов, заходит и спрашивает у одной дамы, как можно с батюшкой поговорить, а та ей очень резко отвечает. Человека оттолкнули. Такое часто бывает в жизни. У нас с 1994 года работает информационный центр по вопросам сектантства, куда обращаются пострадавшие, а также близкие и родственники тех, у кого дети, родители, братья, сестры, жены или друзья попали в секту. За это время нам удалось вытащить из сектантской зависимости около трех тысяч человек. И когда разговариваешь с теми, кто попал под влияние секты, около 80% говорят, что толчком для такого ухода явились равнодушие и грубость в православном храме — со стороны священнослужителей или мирян. Это наша боль и вина, которую я с себя не снимаю: один непорядочный священнослужитель может нанести гораздо больше вреда, нежели сотни сектантов.
Став настоятелем, я постарался сделать все, чтобы люди, которые ведут себя в храме подобным образом, если не исправляются, больше там не трудились: недопустимо, чтобы кто-то был помехой на пути человека к Богу или себя ставил на место Бога. Такая форма искажения духовной жизни, к сожалению, есть. Но священник — человек со своими слабостями и заблуждениям.
Люди же в современном обществе встречаются с огромным количеством информации, и очень часто им нужен искренний и понятный ответ, духовный совет, который, я надеюсь, мы и даем своими фильмами.
Что движет людьми, попавшими в капкан секты, кто их на это подталкивает — наши ли черствость и равнодушие, отсутствие ли воспитания в школе или что-то еще? Картиной «Рядом с нами» я пытаюсь рассуждать на эту тему, привлечь к этой проблеме внимание людей.
Есть замечательные работы, которые не попадают на большой экран, потому что нравственное кино для некоторых телеканалов «неформат», оно, в отличие от порочных картин, не приносит доходов.
Одна из моих мотиваций в том, чтобы хотя одним фильмом, пытающимся задать вопрос: «Почему мы такие?», стало больше.
— Кто принимает участие в съемках Вашего нового фильма?
— В картине снимается наш знаменитый земляк Юрий Назаров, Сергей Якубенко, Наталия Курдюбова, Илья Любимов из Московского театра Мастерской
П. Фоменко, актрисы Лариса Шахворостова, Арина Маракулина, Екатерина Вилкова, Наталья Громушкина, актеры Сергей Маховиков, Илья Оболонков и многие другие. Актер Денис Береснев, известный по сериалу «Кремлевские курсанты», играет одну из главных ролей. Одну из ролей должен быть играть погибший Юра Степанов. То есть актерский состав — достаточно представительный, серьезный. Ребята работают с душой.
Если в теме наркомании я нахожусь уже давно и в основу фильма легли реальные истории и события, в работе над новой лентой я со многими вещами столк-нулся впервые. Кроме того, были моменты, которые мне, священнику, гораздо сложнее было прописать, нежели светскому сценаристу. К примеру, взаимоотношения молодых людей. В написании сценария мне помогал Виктор Иванович Мережко.
В работе над фильмом для меня важно прежде увидеть все в своей голове — от начала до конца. А потом я уже снимаю в соответствии с этой внутренней картинкой. Естественно, иногда написанное не ложится на пленку, приходится прямо на площадке что-то менять.
— Какой Вы режиссер?
— Конечно, любой фильм — это труд коллективный. Если бы не было соратников в этой работе, ничего бы не получилось. Я благодарен друзьям-актерам, своему сыну — оператору-постановщику, который стойко выдерживает мои претензии, а порой и жесткое обращение на съемочной площадке.
Думаю, что я — не мягкий режиссер. Я не кричу, но призываю. Кроме того, завел себе замечательную вещь — свисток, который висит у меня на груди во время съемок. И когда все закипает внутри, оттого что что-то не получается или меня не слышат, я начинаю громко свистеть. Помогает! И пар выпустить, и быть услышанным в общем шуме массовых сцен.
Елена Танажко
Совет директоров Сибири